?

Log in

No account? Create an account

Предыдущий пост | Следующий пост

Три истории Латвии

Оригинал взят у varandej в Три истории Латвии


На вводном кадре, на фоне рижского православного собора - Милда, венчающая Памятник Свободы 1930-х годов, каким-то чудом переживший советское время - то ли за него заступилась рижанка Вера Мухина, то ли просто новая власть решила вложить свой смысл в звёзды в руках Милды. Однако ключевое понятие латвийской государственности - не только Свобода (Бривибас), но и Единствено (Виенибас), и три звезды - ни что иное, как три исторических области Латвии: Видземе, Курземе и Латгале. До поездки в Латвию я даже не предполагал, что государство размером со средненькую российскую область может иметь такие внутренние различия... но между тем, возникни на месте Латвии в 1910-е годы 2-3 страны - мало кто бы задумался, что могло быть по-другому. Они немного похожи и на исторические области Западной Украины: исконная, малолюдная и задумчивая Видземе - это Волынь; холёная, уверенная в себе и западническая Курляндия - это Галиция; разгильдяйская и поликультурная Латгалия - это Подолия. Их судьбы несколько раз расходились и сходились вновь.

Об этой тройственности Латвии и попробую сейчас рассказать. Извиняюсь за возможные фактические ошибки - но ткнув меня в них носом сейчас, вы предотвратите их появление в постах об отдельных городах и весях.

Ещё одна параллель с Украиной - река-стержень. Здесь это Даугава, у нас известная как Западная Двина, текущая сюда из Тверской области через белорусские Витебск и Полоцк. По расходу воды она небольшая - но медленная и потому широкая, и в контексте Латвии выглядит как настоящая Река Времён. Вид вниз по течению со смотровой вышки в Краславе - самом верхнем по Двине латвийском городе:

2.


Двина всегда была кратчайшим путём с Балтики вглубь континента, где меха и воск, поэтому закрепиться на этих берегах пытались ещё викинги в 7-8 веках, и это одна из возможных локаций легенарной Биармии, где "с неба вместо дождя сыплются беличьи шкурки" (другие варианты - бассейны Северной Двины и даже Печоры). Кто пришёл в Прибалтику раньше - балты или угро-финны, теперь уже неизвестно, но испокон веков на этих землях жили и те, и другие, причём не сказать, чтоб мирно - воевали они порой на уничтожение. Финно-угорским населением нынешней Латвии были ливы, к которым и восходит средневековое название Прибалтики - Ливония. Последний настоящий лив (то есть человек, которому ливский язык был родным) умер в 2009 году, но их культура хоть как-то задокументирована, а треугольный полуостров западнее Риги (хорошо заметный на карте Латвии) известен как Ливский берег.

3. Село Мазирбе (Иире) - "столица" последних ливов:


Балты как более многочисленные и южные ещё в Античности были известны римлянам и даже торговали с ними (в первую очередь янтарём). К 11 веку балтские племена консолидировались в пруссов, литовцев и... нет, ещё не латышей. Как таковые латыши оформились в народ лишь в 16 веке, в те времена же здесь жило 5 народностей: на правобережье - латгалы (летты), на левобережье - курши, земгалы и селоны. По своему быту они не слишком отличались от древних славян или литовцев - и потому особый интерес представляет такая латвийская "фишка", как реплики древнелатвийских замков и селений. Вот скажем "озёрная деревня" (такие строились на островках и даже на плотах) у села Арайши близ Цесиса. Такой видели будщую Латвию проходившие по Двине купцы, но более того - так выглядели и русские сёла 1000 лет назад:

4.


Деревянный "замок Улдевена" в городке Лиелварде - примерно такой была Москва в 1147 году (если деревья убрать):

5.


Как и в Литве, и в Пруссии, к 12-13 векам единых государств тут ещё не оформилось - племенные союзы, сменившиеся мелкими княжествами, крупнейшими из которых были Талава (центр - нынешняя Валмиера), Кукейнос (Кокнесе) и Герсика (Ерсика). По некоторым версиям, первое было вассалом Пскова, другие два - удельными княжествами Полоцка, и даже имена их князей были славянскими - Вячко в Кокнесе, Всеволод в Ерсике. Латыши, впрочем, с этим не согласны, и как объяснил мне создатель "замка Улдевена" Агрис Лиепиньш, тот же Вячко крестился потому, что православным купцам Русь предоставляла льготы, да ещё и литовку взял в жёны, чтобы с южными соседями наладить диалог, да и имя его на самом деле переиначенное Весцека, и скорее всего это было не имя, а титул (в переводе примерно "старший").

6. Кокнесский замок - само собой, эти руины уже гораздо моложе.


Но в целом, прото-Латвия из всех балтских земель была самой немноголюдной и отсталой, поэтому именно с неё начали колонизацию Остзейского края его последующие хозяева вплоть до ХХ века - немцы. Старейший город Латвии - Икшкиле, расположенный в 30 километрах выше Риги: в 1157 году здесь основали факторию Икскуль купцы из Бремена. Среди них был миссионер Мейнард из Зегеберга, в 1186 году рукоположенный в епископы - последующие 10 лет он успешно проповедовал среди местных племён, не доводя дело до конфликта. Его преемник Бертольд Шульте был не столь осторожен и его попытка основать крепость в устье Двины обернулась ливским восстанием: Икскуль был сожжён, а Бертольд убит в 1199 году. Немцы только этого и ждали: хотя формально первый из Северных крестовых походов длился с 1192 года, убийство миссионера стало поводом ввести войска - в 1201 году третий епископ Альберт Буксгевден основал Ригу, а в 1202 году было официально создано Ливонское братство воинов Христа, более известное как Орден Меченосцев, в задачи которого входило покорение и крещение всей Прибалтики, которой крестоносцы дали красивое название Терра Мариана ("Земля Богоматери"). Само собой, это не понравилось полоцкому князю, который в 1203 году напал на крестоносцев первым, воевал с ними три года, осаждал Ригу и наконец отступил. В 1205-07 годах крестоносцы покорили Кокнесе, в 1209-15 - Ерсику: Вячко и Всеволод трезво оценили соотношени сил и ушли в Полоцк по добру по здорову, разрушив свои замки.

7. Железная церковь Константина и Елены (1866) в древней Ерсике, перенесённая сюда в 1903 году из Даугавпилса. Я к ней так и не добрался, фото из википедии. От замка же осталось лишь городище.


С Псковом и Новгородом же меченосцы воевали в 1219-24 годах на фоне эстонского восстания, причём с попеременным успехом - в 1222 году новгородцы разрушили Венден (Цесис), но в 1224 уже меченосцы покорили Юрьев - нынешний Тарту. В общем, в 13 веке немцы плотно закрепились в Ливонии, построив сеть замков, при которых начали расти города. Ливы и прото-латыши сначала встретили их мирно, ливский вождь Каупо из Турайды первым принял Крещение и впоследствии воевал на стороне меченосцев со своими же соплеменниками. Предки латышей восставали не раз, причём считается, что под стенами Вендена повстанцами был впервые поднят флаг Латвии - тёмно-красный с белой полосой. Но в целом ничего сопоставимого с Великим Прусским восстанием 1260-х или Эстонской крестьянской войной 1340-х, когда немцы оказывались на грани изгнания, тут не было.

8. Тервете в Земгалии - самый молодой из латвийских деревянных замков-реплик.


Самыми непокорными оказались земгалы, жившие на левобережье Двины, аккурат по соседству с жемайтами. Латвийский "король Артур" - легендарный князь Намейсис, или Намей, по легенде собиравший объединённое войско балтских племён от Пруссии до Латгалии для удара по крестоносцам. Один из символов Латвии - такой вот характерный "перстень (или браслет) Намейсиса":

9.


Прибалтика была объявлена владением Священной Римской империи ещё в 1215 году. Закрепившись в Латвии, меченосцы попытались покорить гораздо более сильную и самостоятельную Литву, и в 1237 году потерпели сокрушительное поражение при Сауле (нынешний Шяуляй) - ещё до объединения литовцев в единое государство под властью Миндовга. Однако поражение меченосцев обернулось тем, что в Прибалтику пожаловала гораздо более грозная сила - тевтонцы, самый могущественный из рыцарских орденов. Остатки Ордена меченосцев были реорганизованы в Ливонское ландмейстерство Тевтоского ордена, а сами тевтонцы вошли в Прибалтику с другой стороны - через Пруссию, в 1238 году основав первый замок Бальга, а в 1255 - Кёнигсберг, и к концу 13 века покорив куда более многочисленных и непокорных пруссов. И хотя Пруссия и Ливония были разделены спорной Жемайтией, ливонцы продолжили крещение куршей, земгалов и эстов и даже пытались покорить Псков и Новгород в 1240-42 годах (где им навалял Александр Невский).

10.


Однако в целом Ливония представляла собой довольно аморфную и бестолковую сущность. 60% её земель принадлежало непосредственно Ордену, ещё 40% - четырём церковным княжествам: Рижскому архиепископству, Курлляндскому (Пильтен), Дерптскому и Эзель-Викскому (Гапсаль/Хаапсалу) епископствам. Столицей всей этой солянки была Рига, но когда аборигены окончательно покорились, Ливония впала в вялотекущую гражданскую войну между Орденом и епископствами, в первую очередь Рижским.

11. Старая Рига. Городской собор Святого Петра (ближе) и епископский Домский собор (дальше).


Однако в 1410 году Тевтонский орден был сломлен Грюнвальдской битвой, Ливонское ландмейстерство некоторое время существовало самостоятельно, и наконец в 1435 году получило от литовцев свой Грюнвальд под Вилькамиром (Укмерге). Год спустя в Валке был созван ландтаг (совет) и Терра Мариана была преобразована в Ливонскую конфедерацию - ещё более рыхлую, но хотя бы не раздираемую борьбой за власть.

11а.


Столицей непосредственно орденских владений был Венден, нынешний Цесис, где сохранился самый мощный в Латвии средневековый замок:

12.


И крупнейшая в стране вне Риги средневековая церковь Святого Иоанна (1280-е) с усыпальницей магистров:

13.


Вообще, средневековых руин в Латвии очень много, причём во всех её исторических областях. Вот скажем Резекне (Розиттен) в Латгалии, в часе езды от российской границы:

14.


А вот - Добеле (Доблен) в Земгалии:

15.


Турайда в Видземе - ещё одна реплика уже каменного епископского замка, вид ещё и с высоченного донжона:

16.


Большинство латвийских замков были разрушены в Ливонской и Северной войнах, а уцелевшие в 17-18 веках стали в основном обыкновенными дворцами и ныне выглядят так:

17. Крустпилс (Крейцбург) в Екабпилсе (Якобштадте)


18. Виндау в Вентспилсе.


Однако деградация Ливонии продолжалась, и её падение было вопросом времени. Тут надо сказать: кто считает историю России аномально кровавой - мало знает о Реформации в Европе. Если Тевтонское ландмейстерство в 1525 году стало лютеранской Пруссией мирно, указом последнего магистра и первого герцога Альбрехта Гогенцолерна, то в Ливонии и особенно в Риге Реформация проходила долго и мучительно, с погромами церквей, расправами и уличными боями. Зато на востоке к тому времени порядком окрепло Русское Царство, и Иван Грозный решил пользуясь случаем прорубать своё окно в Европу - да не мелочиться, и захватить сразу всю Ливонию, что современные аналитики назвали бы не иначе как "геополитической ошибкой". Начало войны для Россия было очень успешным, русское войско заняло большую часть Видземе и Латгалии, и последний ливонский магистр Готхард Кеттлер в 1561 году проделал то же, что за несколько десятилетий до него Альбрехт Гогенцоллерн - упразднил Ливонский орден, заменив его лютеранским Курляндским герцогством и приняв вассалитет Польши. В войну за ливонское наследство включились Польша, Литва (далее Речь Посполитая), Швеция и Дания, совместными усилиями нанеся России тяжелейшее поражение, реванш за которое взял лишь спустя полтора века Пётр I.

19. Рижский замок отстраивается после недавнего пожара.


Ливонская война окончилась в 1581 году. За Швецией отсталась Эстляндия (Северная Эстония), всё остальное в том или ином виде стало владениями Речи Посполитой: независимое вассальное Курляндское герцогство на левом берегу Двины и находившееся в совладении Польши и ВКЛ Задвинское герцогство на правом. Последнее состояло из трёх воеводств - Дерптского (Тарту), Перновского (Пярну) и Венденского (Цесис) с общим центром в Феллине (Вильянди). В том же 1581 году в его состав вошла и Рига, с момента упразденения Ливонского ордена 20 лет бывшая вольным городом Священной Римской империи. Однако как часто бывает, победители вскоре передрались между собой, и в 1620-е годы явно более сильная Швеция отвоевала у Польши 2,5 задвинских воеводства из трёх - за Речью Посполитой осталось лишь небольшое Инфлянтское (Ливляндское, Ливонское) воеводство с центром в Динабурге (Даугавпилсе). С этого момента история Латвии и пошла тремя разными путями, сошедшимися вновь лишь в Первую Мировую.

Латгалия

Земля латгалов, вошедшая в состав того самого Инфлянтского воеводства фактически была продолжением Великого княжества Литовского, в 1656-1666 годах таки побыла в составе Русского Царства (причём Динабург успели переименовать в Борисоглебск, а Кокнесе - в Царевич-Дмитриев). В состав России Латгалия вошлав в 1772 году, по первому разделу Речи Посполитой, и была включена в Витебскую губернию. Ныне это самая обособленная из исторических областей Латвии. Пейзаж её в основном такой (снято в мае) - холмы, поля, перелески, озёра и конечно же аисты:

20.


Латгалия - самая глухая, самая дальняя и самая бедная из латвийских провинций. Например, только здесь нам попадался на территории Латвии гужевой транспорт, количество которого по направлению к Чёрному морю неуклонно возрастает с каждой страной. Да, упоминание Чёрного моря в Прибалтике не случайно - это уже и не Прибалтика, а Речь Посполитая, образы которой ни с чем не спутать.

20а.


Однако главное, что отличает Латгалию от остальной Латвии - она преимущественно католическая. Надо заметить, к тому времени католичеству едва не изменила даже Литва, войдя в состав Речи Посполитой на 52% кальвинистским государством, но Польша сумела сделать почти невозможное - за несколько десятилетий почти бескровно (!) провести контрреформацию, заодно основательно потеснив в своих владениях православие. Религиозные различия создали отчуждение с другими латышами, и латгальцы так и остались самым обособленным латышским субэтносом, вроде литовских жемайтов - их наречье заметно отличается от латышского даже на слух и многими выделяется в отдельный язык (то есть по максимуму балтских языков целых 4 - литовский, латышский, латгальский и жемайтский).

21. Вот скажем абсолютно нехарактерная для Латвии вещь - деревянный костёл конца 17 века (старейшая деревянная церковь в стране) в Большой Индрице, который я уже показывал в литовских постах.


Аглонская базилика (1766-89) - центр католичества Латвии, где хранится перенесённая в 1699 году из Тракая икона Богоматери Королевы Севера, подаренная ещё Витовту Византией. Обратите внимание и на архитектуру - тут сформировался свой стиль "латгальское барокко", простой, но узнаваемый:

22.


И как-то так сложилось, что Латгалия в 17-19 веках превратилась в едва ли не самый поликонфессиальный регион Европы. В каждом её городе были культовые здания минимум пяти конфессий. Вот скажем Церковная горка в Даугавпилсе - слева направо православный Борисоглебский собор (1905), кирха Лютера (1889-93) и костёл Зачатия Девы Марии (1905).

23.


Здесь много деревень с названиями типа Korolevščina, Krivošejeva, Bondariški и речек типа Dubna. Не редкость православные церкви рубежа 19-20 веков - с тем же успехом Латгалия могла стать Двинской областью Беларуси с высоким процентом латышей в некоторых районах. Архитектура церквей, как заметили белорусы, очень характерна для Витебщины:

24.


Но самый яркий латгальский феномен - староверы, бежавшие в здешние леса ещё в 17 веке, после Раскола в России. Тут стоит напомнить, что староверы не были единой конфессией - множество "толков" и "согласий" воспринимали происходящее по-разному. Одни считали новообрядчество всего лишь инославием и принимали оттуда в свои ряды через миропомазание - поэтому к ним частенько переходили новообрядческие священники - этих староверов называли "поповцы". Другие считали новообрядчество ересью и принимали лишь через повторное Крещение - поэтому вскоре остались вовсе без священников: их называли "беспоповцы". Последние делились на три основных согласия - Поморское, Филипповское и Федосеевское, отличавшиеся разной степенью радикальности. Так вот, староверы Латгалии - это именно поморцы, куда более ортодоксальные староверы, чем в Белой Кринице, Вилкове, Поволжье и Забайкалье. У них не храмы, а моленные; из таинств остались лишь Крещение да исповедь; батюшка - не священник, а избранный мирянин, достаточно чистый и образованный, чтобы проводить богослужения. В Даугавпилсе ныне 6 поморских моленных:

25.


Ещё несколько десятков - по деревням:

26.


Классические русские избы с резными наличниками - сравните (по ссылке чуть выше) с Забайкальем!

27.


А староверы, как известно, были первокласснными купцами, и огромная их община сложилась и в самой Риге. Там, в Риге, находится крупнейший в мире старообрядческий храм - Гребенщиковская моленная на Маскачке:

28.


Кроме того, Латгалия входилаа в черту оседлости - пятой конфессией любого её города было иудейство. Вот например деревянная синагога в Резекне:

29.


Гражданская архитектура же здесь в основном невзрачная и краснокирпична, чем опять же напоминает уездные города Беларуси. Правда, "латгальское барокко" было живо и 100 лет назад, перекочевав в "кирпичный стиль" - такие формы я видел только в Латгалии, по крайней мерее в статистически значимых количествах:

30.


Центром Латгалии исторически был Даугавпилс, он же Двинск и Динабург. В начале ХХ века лишь уездный город Витебской губернии, он был одного порядка с Витебском и даже Минском, около 100 тысяч жителей, едва ли не крупнее, чем сейчас. Его Старый город был снесён в 19 веке для строительства крепости, и ныне это самый русифицированный город Латвии как по архитектуре, так и по языку - латышскую речь тут можно вообще не услышать. А ещё - самый безработный и убогий, даром что второй по величине. Но это главное: исторические области Латвии отличаются друг от друга и своей современностью... и Латгалия напоминает даже не Псковщину или Брянщину, а какой-нибудь депрессивный район Центральной Украины.

31.


Видземе

Северная часть Латвии, некогда населённая ливами. Собственно, название "Видземе" и происходит от ливского Видумаа, а русские и немцы называли её на библейский манер Идумея. Видземе - безлюдная, таинственная и глухая, своей природой напоминает Русский Север. Её стержень - река Гауйя, самая длинная на территории Латвии (ведь большая часть протяжённости Двины всё-таки восточнее), на которой стоят Цесис и Сигулда.

32.


Собственно, Видземе - это южная половина Лифляндии, и её центром всегда была сама Рига. Польша владела ей совсем недолго, а 17 веке здесь прошло под властью Швеции... но хотя Рига была в Шведской империи городом №2, всё же в стороне от неё Видземе была периферией. В составе России из всех областей Латвии она оказалсь первой - по итогам Северной войны, а фактически с 1710 года, войдя в конце 18 века в Лифляндскую губернию, включавшую также Южную Эстонию. Видземе и самая нордическая - в ней почти нет синагог и костёлов, зато сельские кирхи стройны и разнообразны, как нигде в Латвии.

33. Кирха в Сунтажи (1780-е).


Но впрочем, главные достопримечательности Видземе я уже упоминал выше - центр Ливонии, она сохранила самые мощные замки. Достопримечательностей здесь меньше, чем в Курляндии - но они куда более веские. Наследие 19 века же - в первую очередь многочисленные усадьбы остзейских баронов. Мне более всего запомнился вот такой вот подвид неоготики середины 19 века, в котором я видел здесь несколько усадеб:

34. Алуксне.


И не случайно Видземе - единственная историческая область, чьё латышское название не имеет аналогов в русском и немецком: она считается колыбелью латышской нации. Ещё в 1683 году пастор из Мариенбурга (Алуксне) Эрнст Глюк перевёл на латышский Библию - а в лютеранском мире это значило, что отныне латыши могли служить на родном языке. К слову, воспитанница Глюка Марта Скавронская глянулась Петру I, и после его смерти стала русской императрицей Екатериной I. В 19 веке же с Видземе была связана значительная часть Атмоды - "Пробуждения", и именно видземский субэтнос - латыши "по умолчанию". В общем, в независимой Латвии именно Видземе стала главной исторической областью. Что же касается реалий, то я бы сказал так - в нетуристических местах Видземе глухая и бедноватая, но всё же вполне цивилизованная и европеизированная (особенно сранвительно с Латгалией).

35. Узкоколейка Алуксне-Гулбене.


Курляндия

Но всё же самая интересная историческая область Латвии - Курземе, или Курляндия, или Курония. Более того, она сама делится на 3 части - с запада на восток собственно Курляндию, Семигалию (Земгале) и Селию (Селонию). Последняя - наименее "курляндская", не сильно отличается от Латгалии, и ещё в 18 веке тонким "хвостиком" отделяла ВКЛ от Инфлянтов - так, литовский Зарасай имеет название селонского происхождения. Её центром был Екабпилс с крупнейшим в Латвии православным монастырём:

36.


Кирха в Барбеле - одном из немногих мест селонской глубинки, что я видел.

37.


Земгалия, находящяся к югу от Риги - это край широких полей, достойных Украины или Поволжья:

38.


Ну а собственно Курляндия - луга и холмы:

39.


Да сосны на морском берегу, что и предопределило её историю:

40.


Итак, в 1561 году ливонский магистр Готхард Кетлер упразднил Орден, секуляризировал его имущества и на незанятом русскими войсками левобережье основал вассальное Польше герцогство Курляндии и Семигалии. Его резиденцией стал Баусский замок близ литовской границы - просто как самый мощный на территории нового государства. Курлянсдкое епископство при этом было продано Дании, владевшей его бывшими землями до 1585 года.

41.


После смерти Готхарда в 1587 году герцогство было разделено между двумя его сыновьями. Младший Вильгельм получил Курляндию со столицей в Голдингене (Кулдига):

42. Кулдига. Деревянная ратуша середины 17 века.


Старший Фридрих - Семигалию со столицей в Митаве (Елгава):

43. Башня Троицкой кирхи (1574), по некоторым данным, которым я не очень верю - первой в мире построенной как лютеранский храм изначально (прежде лютеране только занимали бывшие католические церкви).


Затем Вильгельм взялся наводить порядок в своих владениях, вступил в конфликт со своими же помещиками и в 1616 году был низложен королём - единоличным правителем Курляндии и Семигалии стал его брат. Ну а расцвета герцогство достигло при сыне Вильгеельма герцоге Якобе Кетлере, правившем в 1642-82 годах. Вот эта история действительно впечатляет: герцог Якоб увлёкся новыми идеями капитализма и сумел наладить в крошечной стране мануфактуры и морские порты Вендау (Вентспилс) и Либау (Лиепая), создать полноценный морской торговый и военный флот и даже включиться в борьбу за колонизацию Нового Света, в чём изнально Курляндии покровительствовала сама Голландия... впрочем, вскоре понявшая, что это не партнёр, а потенциальный конкурент. В 1637-42 годах (то есть ещё до Якоба) Курляндия неудачно пыталась овладеть остроовом Тобаго в Карибском море, за который боролись тогда Голландия и Испания, Якоб же от этой затеи временно отступился, и в 1651 году курляндские корабли "Кит" и "Крокодил" завладели устьем реки Гамбия в Африке, построив форт на острове Святого Андрея. В 1653 году курляндцы таки захватили Тобаго, дали ему имя Новая Курляндия и основали город Якобштадт. Однако в 1655-60 годах Курляндию подкосила война со Швецией (заподозрившей в Кетлере союзника Москвы), за это время обе колонии успела прибрать к рукам Голландия (у которой спустя пару лет отобрала устьем Гамбии Англия). И хотя Тобаго был возвращён Курляндии в 1660 году, оправиться от шведской войны герцогство уже не смогло. В 1666 году заморский Якобштадт был разрушен пиратами; последний раз курляндцы вернулись на Тобаго в 1680-83 годах, а в 1690 остров был окончательно продан.

44. Порт городка Роя.


Сын Якоба Фридрих Казимир деловой хваткой уже не обладал и потихоньку разбазаривал наследие отца. За последнего Кетлера Фридриха Вильгельма в 1710 году вышла замуж Анна Иоанновна, племянница Петра I, впоследстивии (1730-40 года) ещё одна российская императрица. Фридрих Вильгельм умер в том же году, ещё несколько лет герцогство возглавлял его дядя, а затем династия Кетлеров присеклась. На фоне Северной войны развернулась борьба за Курляндское наследство между Россией и Польшей-Францией - с нашей стороны на престол претендовал Алексашка Меньшиков, с польской - французский маршал и побочный сын немецкого герцога Мориц Саксонский, которому в 1726 года даже удалось сесть на престол, но в 1727 году Россия ввела войска, заставив его отказаться от притязаний. Кто правил Курляндие последующие годы, я так и не разобрался, а в 1737 году престол занял фаворит Анны Иоанновны Эрнст Бирон. Династия Биронов (Эрнст и его сын Пётр) правила Курляндией с перерывами (то Совет Госуддарства, то польские ставленники с дозволения России) вплоть до включения герцогства в состав Российской империи в 1792 году.

45. Некрополь герцогов в Елгаве. На переднем плане Бироны, далее - Кетлеры.


Как и Инфлянтское воеводство, Курляндия в 17-18 веках отличалась поликультурностью. Вот скажем в Елгаве - вид с башни Троицкой кирхи на православную церковь Иоакима и Анны (основана на свадьбу Анны Иоанновны) и костёл Девы Марии (основан в 1640 году по требованию Польши), а между ними ещё и основанная в 1710 году "Академия Петрина" - первый вуз Латвии (ныне в здании музей).

46.


Хотя Курляндская губерния не входила в "черту оседлости", былое еврейское присутствие тут заметно поболее, чем в Латгалии:

47. Синагога в Сабиле.


Староверов в Курляндии почти нет - но зато очень много нелютеранских протестантов. Церкви всяких баптистов, методистов, адвентистов, как правило исторические, есть и в Елгаве, и в Лиепае, и в Вентспилсе, а может и в каких-то совсем небольших городах.

48. Церковь баптистов в Лиепае.


Но наиболее характерны такие вот кирхи 17-18 веков... встречающиеся, впрочем, по всей Латвии кроме Латгалии:

49.


А Бироны отметились потрясающе роскошным дворцами, достойными петербургских пригородов - роскошь неадекватная размерам государства и его состоянию на то врем, тем более на фоне былой деловитости.

50. Елгава.


51. Рундале.


В составе России герцогство в тех же границах стало Курляндской губернией (в которую входила также Паланга) с центром в той же самой Митаве - впрочем, Риге она к началу ХХ века уступала почти в 20 раз (около 30 тыс. жителей), да и в губернии городом №1 стала портовая Либава с огромной военной базой. В те времена даже существовал прямой пассажирский рейс Либава - Нью-Йорк..

52.


Ну а современная Курляндия, кроме суровой индустриально-портовой Лиепаи - полная противоположность Латгалии. Здесь редко услышишь на улице русскую речь (за исключением опять же Лиепаи и Вентспилса), многие русского языка уже и не знают, но и различия в уровне жизни и благоустроенности тут огромны: как мне показалось, Курляндия зажиточнее и опрятнее даже Литвы, не говоря уж про Россию или другие части Латвии. Особенно Вентспилс с плиточкой на проезжей части, которая не отслаивается уже много лет. При этом латыши Курляндию "своей" тоже не считают (при том, что едва ли не все 4 президента Первой республики были родом из Земгалии) - мне её описывали как "онемеченный промышленный регион".

53.


Но где латыши были все эти века? Об этом - в следующей части.

ЛАТВИЯ-2013
Латвийские ветры. Обзор.
Латвия в общем.
Три истории Латвии. Латгалия, Видземе и Курляндия.
Атмода, или "Латыш и его господин".
Транспорт Латвии.
Люди и реалии.

Календарь

Сентябрь 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Метки

Free counters!


Яндекс.Метрика







Разработано LiveJournal.com
Дизайн Tiffany Chow